Блокада Ленинграда – одна из самых героических и трагичных страниц Великой Отечественной войны. Это особая страница военной летописи 1941 – 1945 годов. Девятьсот блокадных дней стали примером удивительного мужества, человечности и терпения всех тех, кто встретил войну в осажденном городе.
8 сентября 1941 года – вокруг северной столицы сомкнулось блокадное кольцо из немецких, испанских и финских войск;
18 января 1943 года – прорыв блокады советскими войсками;
27 января 1944 года – окончательное снятие блокады, в честь которой в Ленинграде был дан праздничный салют.
Все девятьсот дней город жил сражаясь…
Оказавшиеся в кольце вражеских войск, жители Ленинграда пережили голод, холод, смерть близких и разрушения. Стойкость и самоотверженность блокадников – пример беспредельного подвига людей, стремившихся в нечеловеческих условиях не только выжить, но и работать, воевать и делать все, чтобы сохранить независимость своему родному городу.
Всего к началу сентября 1941 г. из Ленинграда было вывезено 92 предприятия. В результате вывоза большого количества агрегатов, станков, машин и оборудования производственная мощность ленинградских заводов и фабрик уменьшилась до 48% от довоенной, а по предприятиям Наркомата боеприпасов - на 50.6%.
Особенно сложным было положение с боеприпасами. В первые недели блокады положение со снарядами, минами, порохом и взрывчаткой оказалось даже хуже, чем с хлебом и мукой. В дни ожесточенных сентябрьских боев наши войска израсходовали почти все, что у них имелось. В городе не хватало сырья для производства чугуна, сортовой и листовой стали, железа и других металлов. К заготовке лома и отходов цветных металлов было привлечено население. За каждую тонну сборщики лома получали от заготовителей по 300 руб. На всех предприятиях был произведен точнейший учет сырья и материалов. Не хватало не только металла, но и тротила. На подвоз его надежды не было, а наладить производство в городе не представлялось возможным. Группа ученых под руководством профессора А.Н. Кузнецова заменила тротил аммониевой селитрой, смешанной с кремнеалюминиевым компонентом. Сплав “П” под названием синал стал основным видом блокадной взрывчатки. Им заряжались снаряды, ручные гранаты и мины. Для производства боеприпасов, которое было организовано на 14 предприятиях, использовали и взрывчатку, извлекавшуюся из неразорвавшихся немецких бомб.
Люди не досыпали, голодали, но поставленные перед ними задачи выполняли. Рабочие и работницы сутками не выходили из цехов. В сложнейших условиях осени 1941 г. было изготовлено 39 реактивных минометных установок, на базе которых на Ленинградском фронте был сформирован реактивный минометный полк. Несмотря на возраставшие трудности, во втором полугодии 1941 г. предприятия города произвели 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, свыше 5 тыс. полковых и противотанковых пушек, около 10 тыс. минометов, свыше 3 млн. снарядов и мин, более 80 тыс. реактивных снарядов и бомб.
Из 2 млн. 555 тысяч ленинградцев, оставшихся в блокированном Ленинграде, около 400 тысяч были дети. Тысячи из них погибли от бомбежек и артобстрелов, голода и холода в городе, во время переправы через Ладожское озеро и в пути до мест эвакуации. Десятки тысяч остались сиротами. Таня Савичева – маленькая девочка, ученица начальных классов из блокадного Ленинграда, стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей – матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.
В августе 1942 года в составе 125 детей Таня прибыла в посёлок Шатки, где их отправили в расположенный неподалёку от Шатков посёлок Красный Бор и разместили в одном из зданий средней школы на двухнедельный карантин. Несмотря на то, что все 125 детей были физически истощёны, инфекционно-больных среди них было только пятеро. Таня была единственным ребёнком, который был болен туберкулёзом, из-за чего её не допускали к другим детям, и единственным человеком, который с ней общался, была приставленная к ней медсестра Нина Михайловна Серёдкина. Она делала всё, чтобы облегчить Танины страдания и ей это в какой-то степени удалось: через некоторое время Таня могла ходить на костылях, а позже передвигалась, держась руками за стенку.
Но организм Тани был настолько подорван, что в начале марта 1944 года её перевезли в дом инвалидов в селе Понетаевка, что было в 25 километрах от Красного Бора. Там туберкулёз стал прогрессировать и через два месяца 24 мая Таню перевели в инфекционное отделение Шатковской районной больницы, где за ней до последнего дня ухаживала санитарка Анна Михайловна Журкина. 1 июля 1944 в возрасте 14 с половиной лет Таня Савичева умерла от туберкулёза кишечника (по другой версии, это был энцефалит). Она стала единственной умершей из всех прибывших тогда детей детского дома № 48. Перед смертью её часто мучили головные боли, а в последние дни она ослепла.
После окончания войны в 1945 году дети, у которых были живы родные, вернулись в Ленинград. У кого родных не было, оставались в детдомах, затем оканчивали учебные заведения и разъезжались по направлениям на работу, некоторые оставались на постоянное жительство в местах эвакуации.
Всего за время блокады только от голода в Ленинграде умерло 641 803 человека и еще более горожан 17 000 погибли от бомбежек. |