Комментарии к уроку
На уроке используется наглядно-конструктивный метод изучения геометрии. Характерным приёмом становится широкое использование для обучения геометрического чертежа. Чертёж можно применить для «выдачи» задачи. По нему можно сочинять задачу или теорему. Чертёж может быть обучающим или контролирующим, готовым или создаваемым, в процессе учения. Особое внимание уделяется чертежам, которые выполняют сами учащиеся под руководством учителя или самостоятельно. Один из видов чертежей является покадровая схема – разложение комбинированного чертежа на кадры соответственно процессу его образования. Обучение с помощью покадровых схем развивает внимание, приучает к чтению сложных чертежей соответственно логике решения задачи или доказательства теоремы. Использование построений в самом содержании планиметрии и применения их в обучении приводит к весьма важному для методики единству содержания и формы изложения предмета. это позволяет учителю активно формировать в сознании учащихся геометрические понятия и предвидеть приёмы учения, которыми воспользуются дети. При использовании данного метода учащиеся учатся умело оперировать инструментами, выполнять чертежи, модели, учатся наблюдать и осмысливать их, «проговаривать» изученный материал. Сначала в простейших случаях, затем во всё более сложных учащиеся овладевают переходом от цепочки целесообразных построений к последовательным умозаключениям. Создаётся основа для самостоятельного осмысливания чертежа, для «открытия» геометрических фактов и выдвижения гипотез. Процесс учения становится активным. Учащиеся с первых шагов прибегают к индуктивному поиску, устанавливают геометрические факты, приходят к гипотезам индуктивно-опытным путём. Используется и полная индукция, чему способствует систематическое исследование всех характерных случаев, к которым относится теорема или задача, а также различные классификации и рассмотрение взаимно-обратных теорем. Овладевают учащиеся и дедуктивным методом. Развитию логического мышления учащихся способствует решение большого числа задач вполне определёнными методами, из которых наиболее важен метод конструкции чертежа. Упор делается на задачи на построение и доказательство. С помощью решения задач развивается содержание курса планиметрии при посредстве задач учитель эффективно обучает, а ученик активно учится геометрии.
|